Прокладка ГБЦ – простой уплотнитель или сложная высокотехнологичная деталь?

29/11/2019

Прокладка ГБЦ (головки блока цилиндров) - это не только уплотнение между головкой и блоком, но и высокотехнологичный элемент, выполняющий несколько важных функций в двигателе. Поэтому замену рекомендуется выполнять только на СТО, специалисты которых обладают всеми необходимыми знаниями.

Всего пару десятков лет назад мягкие прокладки двигателя были обычными для всех автомобилей. Их называли прокладки из мягких материалов, и они считались деталями, требующими регулярной замены. Даже при неидеальном качестве поверхности головки блока, ее возможно было более-менее герметично уплотнить с поомщью новой прокладки. «Если даже в некоторых участках контакт был плохой, это было не столь важно, потому что в этом месте работала прокладка», - поясняет Марищ Раух, начальник маркетингового отдела в компании ElringKlinger AG в Германии. Но все поменялось в начале 90-х годов. Производители автомобилей начали использовать преимущественно металлические прокладки головки цилиндров с гибкой линией шва.

Необходимость такой замены продиктована, прежде всего тем, что современные двигатели обладают большей мощностью и меньшими размерами. В то же время запчасти двигателя стали примыкать друг к другу гораздо лучше, во многом благодаря тому, что вместо чугуна для блоков стал использоваться алюминий. Из-за этого давление газов внутри увеличивается, также как и перемещение головки относительно блока, а вибраций становится все больше. Обычные прокладки из паронита и графита просто не выдерживают таких нагрузок, поэтому перед инженерами встала проблема создания динамических прокладок, которые могли бы смягчать вибрацию и перемещение благодаря эластичным элементам. Современные динамические уплотнения имеют специальную линию бортов, которые всегда создают плотный контакт соприкасающихся поверхностей. Они растягиваются во время перемещения, смягчая и балансируя контакт между деталями в динамике.

Практически все современные автомобили выпускаются с прокладками ГБЦ такого типа. Компания ElringKlinger применяет для изготовления уплотнителей до 5-ти металлических слоев с разными характеристиками, которые оптимально реагируют на условия работы мотора. В зависимости от марки автомобиля и типа двигателя, производитель выпускает прокладки ГБЦ с дополнительно штампованными или сварными элементами, так называемыми «стопорами». Они дают эффект упругости и статичности и не допускают сильного перемещения деталей относительно друг друга. Вибрации таким образом стабилизируются и гасятся. Кроме этого, новые прокладки двигателя имеют такие преимущества как устойчивость к воздействию химических элементов и высокой температуры. «На сегодняшний день прокладка ГБЦ – это не просто уплотнитель, а высокотехнологичный продукт» - утверждает Марио Раух.

Прорыв отработанных газов

Полностью выходят из строя современные прокладки двигателя редко, так как они рассчитаны на весь срок использования силового агрегата. Но изредка такое все же случается. Причиной этого обычно становится неисправность в системе охлаждения или если в двигателе нарушен принцип сгорания топлива и происходит постоянная детонация. Самая распространенная причина порчи уплотнения ГБЦ – это вдавливание прокладки в поверхность головка блока или самого блока (картера). В обычном режиме использования автомобиля такого не происходит. Такого рода поломка может случиться, только если транспортное средство использовалось в экстремальных режимах или подвергалось кратковременным и сильным нагрузкам. Также прокладка может испортиться от частого движения на маленькие расстояния и резком старте «на холодную», когда двигатель еще не прогрелся. Мягкие уплотнения по бокам прокладки не переносят сильных термических нагрузок. На них могут появиться трещины и разрывы от большой температуры, поэтому уплотнение не должно слишком смещаться со своего места. Если такое произошло, и разрывы образовались, отработанные газы неизбежно прорвутся наружу и приведут к потере мощности и другим проблемам с двигателем. Эти газы могут смешаться с антифризом, попав в систему охлаждения, что чревато поломкой радиатора. В случае попадания газов в охлаждающую систему ДВС, на панели приборов должна загореться предупреждающая лампа, игнорировать которую водителю не стоит.

Несмотря на то, что автомобиль с повреждениями может продолжать движение, ехать дальше не нужно. Это неизбежно приведет к поломке двигателя и еще большим проблемам. «Современные уплотнения выдерживают большие температуры, поэтому повреждения в двигателе будут еще большие, чем в старых моторах с мягкими прокладками» - говорит Раух. Прокладка поглощает очень много тепла и передает его соприкасающимся с нею компонентам, вследствие чего повреждения могут быть критическими. Например, алюминиевая головка может начать плавиться.

Ремонт или замена?

Поврежденную или бракованную прокладку головки блока следует сменить новой. Сделать это можно на специализированных СТО, в то время как в официальном сервисном центре вам могут лишь разобрать мотор и установить причину неисправности. Вместо дефектного уплотнителя ставят новый, либо восстановленный на заводе. Сам блок мотора обычно ремонтируется и используется повторно, в то время как испорченные движущиеся детали подлежат замене.

Замена прокладки ГБЦ не вызывает вопросов в автосервисах. На любой СТО вам проведут эту замену, но не каждая станция способна отремонтировать современный уплотнитель. Для этого необходимо использовать определенные технологии и оборудование, которыми оснащены только крупные заводы. Многие автотехсервисы сотрудничают с заводами, производящими восстановление прокладок ГБЦ, и отправляют испорченные прокладки на ремонт. Требования к обычной замене уплотнителей двигателя в последние годы также заметно возросли. Автомеханик, выполняющий эту операцию, должен обладать знаниями современных технологий и методов.

Прокладки нового типа изготавливаются из металла. Они предполагают очень высокое качество контактирующих поверхностей головки блока, которые должны быть идеально гладкими. Если шовная линия будет неплотно контактировать с поверхностью, произойдет прорыв отработанных газов, последствия которого могут быть печальными. Экономически выгодным считается ремонт металлических прокладок крупной техники, а для обычных легковых автомобилей лучше произвести ее замену. Устанавливать вместо старой можно как новую, так и восстановленную прокладку.

Ремонт головки блока

При выходе из строя прокладки ГБЦ с последующим прорывом газов из камеры сгорания, головка блока цилиндров может деформироваться. Для ее ремонта и восстановления применяется специальное оборудование и инструмент. Детали необходимо правильно выровнять перед установкой уплотнителя и последующей сборкой двигателя. Станции техобслуживания пользуются для этого услугами токарей, которые выравнивают поверхность деталей вплоть до сотой части миллиметра. Для проведения этой операции двигатель подлежит полной разборке, поэтому в некоторых случаях экономичнее будет полностью заменить мотор обменным.

Ремонт головки блока состоит из выравнивания волнистости и шероховатости поверхности до получения точных значений. Используя наждачную бумагу можно достигнуть ровной поверхности, но типография детали таким образом не может быть исправлена, а значит идеального прилегания деталей не будет. Двигатели с большим пробегом также имеют свои особенности при ремонте. Например, в них может меняться расстояние до инжекторов, и слесарям приходится применять специальные экраны, регулирующие расстояние до камеры сгорания.

Устанавливаться новая или отремонтированная запчасть должна в строгом соответствии с рекомендациями производителя. При этом лучше заменить и болты ГБЦ, так как при второй затяжке их размер может поменяться.

Вернуться к списку новостей